Пропорции это соотношение частей к целому и их соразмерность между собой.

Работая над картиной, каждый художник вычисляет пропорции изображаемых объектов по всем измерениям.

Анатомические пропорции человека и животных уже созданы природой, их нужно просто знать.

Но при компоновке фигур в формате художник сам должен определить гармоничные пропорции. А для этого нужно обладать определенными знаниями и опытом. Начинающим художникам могут помочь следующие рекомендации.

Развивайте глазомер и интуицию.  Художники крайне редко пользуются линейкой или циркулем.  В основном, расчёт пропорций производится интуитивно. Поэтому как можно больше рисуйте с натуры, опыт и наработки помогут быстрее вычленять пропорции и характерные черты предметов, их соотношения между собой.

Запоминайте анатомические пропорции. Необходимо запомнить пропорции лица и фигуры человека. Каждому художнику известно, что рост взрослого человека приблизительно равен семи-восьми головам, в зависимости от того, высокий человек или нет.  Художник знает, как эти классические пропорции несколько изменяются в зависимости от пола и возраста человека.  Пропорциональное деление человеческого лица тоже необходимо запомнить.

Избегайте симметрии. Чтобы рисунок выглядел естественно, избегайте симметрии. Линия горизонта не должна проходит строго по центру листа, не изображайте главный предмет ровно по середине формата, избегайте повторений элементов, их размера и количества справа и слева от композиционного центра, чтобы не  получился эффект «коромысла». 

Избегайте пропорции 1/1. Избегайте повторений. Одна часть рисунка не должна быть визуально равна другой.  Например, облака не должны быть похожи друг на друга, не стоит рисовать одинаковые по размеру домики, нельзя делать одинаковые расстояния между стволами деревьев, сами деревья не должны быть одинаковой высоты, если только над ними только что не поработал хороший садовник.

Анализ композиционных средств картины

Бывает полезно производить математический анализ композиций знаменитых художников. Анализировать соотношение изображаемых объектов к формату и между собой, их местоположение относительно композиционного центра картины и относительно главных линий картины (вертикальной и горизонтальной оси, диагоналей), уметь определять композиционную схему картину.

Важно не только видеть элементы композиционного строя картины, но и понимать, как они способствуют выражению замысла художника.